История Дирекции
Дирекция как юридическое лицо существует с 1995 года
Федеральное автономное учреждение «Проектная дирекция Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» переименовано из федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», созданного в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» и на основании приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 марта 2011 г. №132 путем изменения типа федерального государственного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» на федеральное автономное учреждение «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов».

Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» создано приказом Министерства строительства Российской Федерации от 17 ноября 1995 г. №17−122 и переименовано приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18 апреля 2005 г. №94.
Дирекция как подведомственная организация Минстроя России работает с 2012 года
Пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 июля 2012 г. №1350-р федеральное автономное учреждение «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» передано в ведение Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №819 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству преобразовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

С 2019 года Дирекция обеспечивает аналитическое и информационно-методическое сопровождение реализации федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Экология» — «Жилье», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Формирование комфортной городской среды», а также ведомственного проекта «Умный город». С 2022 года — также федеральных программ «Стимул» и «Сохранение озера Байкал».
Краткие итоги 2022 года
С 2022 года Дирекция участвует в формировании федеральных программ Минстроя России, осуществляет аналитическую деятельность и выполняет отдельные дополнительные поручения Минстроя России.
Федеральный проект «Жилье»
В 2022 году в отношении федеральной программы «Стимул», входящей в федеральный проект «Жилье»:
Обеспечен сбор и обработка заявок
Сформирован рейтинг жилищных проектов и подготовлены предложения по распределению субсидий на 2023−2027 годы
Обеспечено заключение финансовых соглашений с субъектами РФ
Проведен мониторинг ввода жилья по жилищным проектам
Федеральные проекты «Чистая вода», «Оздоровление Волги» и «Сохранение озера Байкал»
Дирекцией обеспечено полное сопровождение реализации федеральных проектов «Чистая вода», «Оздоровление Волги» и «Сохранение озера Байкал»:
Сбор и анализ заявок с обосновывающей документацией
Работа с паспортами федеральных проектов, внесение изменений в ФАИП
Подготовка распоряжений Правительства РФ
Заключение дополнительных соглашений с субъектами РФ
По итогам работы в 2022 году утверждены корректировки паспорта федерального проекта, обеспечено заключение нефинансовых соглашений с субъектами РФ. Кроме того, рассмотрены и проанализированы заявки с обосновывающей документацией на объекты капитального строительства и обеспечено заключение финансовых соглашений с субъектами РФ.
Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды»
С мая 2022 года значительно сокращен документооборот с субъектами РФ за счет внедрения электронной цифровой подписи при подаче отчетов в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».

Специалистами Дирекции в 2022 году проведен выездной мониторинг, осмотрено 310 объектов, что позволяет всесторонне оценить реализацию проекта.
Было обеспечено сопровождение порядка 800 проектов — победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды на разных этапах: с момента подачи заявок на участие в Конкурсе до ввода объекта в эксплуатацию.
Сформирован адресный перечень объектов, запланированных к реализации в 2023 году.
Ведомственный проект «Умный город»
В рамках проекта «Умный город» в 2022 году обновлен ключевой документ — Стандарт проекта «Умный город».

Цель нового Стандарта — синхронизация с ключевыми задачами национальных проектов по 18 направлениям. В том числе, обеспечено включение блоков по мероприятиям в части социальной сферы, культуры, образования, предпринимательства, геоинформационных технологий.
Впервые были организованы и проведены Всероссийский молодежный форум «Умный город: Наше будущее — Новые лица» и Всероссийские игры «Умный город. Живи спортом».
В третий раз был организован Всероссийский форум по развитию и цифровой трансформации городов «Умный город: Новые вызовы».
Обеспечено администрирование номинации «Умный город» в рамках Конкурса «Лучшая муниципальная практика», направленного на поддержку проектов цифровой трансформации и внедрения цифровых технологий, в том числе и в малых городах.

При активном участии Дирекции разработаны положения Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.10.2022 №3268-р.

Дирекция осуществляет организационно-техническое и информационное сопровождение Рабочей группы Минстроя России по оценке проектируемых и строящихся систем водоснабжения и водоотведения на соответствие показателям наилучших доступных технологий. Кроме того, Дирекция принимает участие в сопровождении реализации масштабных инфраструктурных проектов в Геленджике, направленных, в том числе, на решение проблем водоснабжения и водоотведения.
Дирекцией в течение 2022 года была обеспечена подготовка аналитических материалов — аналитические обзоры по различным направлениям, связанным, в том числе, с деятельностью системообразующих организаций, состоянием рынка жилой и нежилой недвижимости, а также по вопросам ипотечного кредитования, концессий в сфере ЖКХ, формирования статистических показателей, характеризующих деятельность отраслей строительства и ЖКХ. Кроме того, Дирекцией осуществлялся еженедельный антикризисный мониторинг вопросов, связанных с импортозамещением оборудования в рамках реализации федеральных программ «Чистая вода», «Оздоровление Волги» и «Формирование комфортной городской среды».
Дирекция принимала активное участие в разработке форм разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.

В рамках аналитической деятельности в 2022 году Дирекций проведен глубокий анализ жилищного строительства — сбор и анализ ежемесячных данных осуществлялся по более чем 2300 муниципалитетам. А также проведен сбор и анализ данных о ходе строительства и вводе в эксплуатацию объектов нежилого назначения.

Наряду с этим, Дирекцией ведется мониторинг формирования земельных участков, утверждение планов реализации на них комплексных проектов, включающих мероприятия по подготовке инфраструктуры. В рамках проведения мониторинга реализации комплексного развития территорий проанализированы этапы комплексного развития территорий в отношении 840 территорий. Кроме того, на контроле Дирекции находится вопрос мониторинга выполнения субъектами поручений по обеспечению жильем многодетных семей.